«На западном фронте без перемен» (фильм, 2022)
Еще один претендент на главного «Оскара» в этом году – третья экранизация самого популярного антивоенного романа Эриха Марии Ремарк «На Западном фронте без перемен». В этот раз от самих немцев (прошлые были от американцев и англичан).
📌 Синопсис. История 19-летнего Пауля Боймера, который в годы Первой мировой войны отправляется вместе с друзьями добровольцем на фронт. Но реальность войны оказывается совсем не такой, как представлялась молодым людям и как ее рисовала для них пропаганда.
📝 Резюме. Есть ощущение, что в последние 10-20 лет фильмы о войне стали основной площадкой для соревнования операторов. Началось все, наверное, еще со «Спасти рядового Райана», где Януш Камински демонстрировал чудеса изобретательности ради создания эффекта присутствия. А три года назад фильм «1917» и вовсе был снят, по замыслу, «одним планом» не менее выдающимся Роджером Дикинсом. В «На Западном фронте без перемен» от Netflix не такой известный Джеймс Френд – как, впрочем, и режиссер, они набили руку в основном на сериалах – решил держать марку и впечатлять длинными, выразительными планами военных панорам и трагедий на фоне природы, напоминающими скорее уже Теренса Малика и его «Тонкую красную линию». Но если у Спилберга и Малика есть своя авторская позиция, свое осмысление темы, то что могут добавить эти крепкие ремесленники к классике Эриха Марии Ремарка?
Как смотрелись две другие экранизации романа в сравнении, к сожалению, не могу сказать. Но в сравнении с книгой последний фильм оставляет намного меньше эмоций. Может быть, виной тому эдакая немецкая сухость, хотя в ней трудно обвинить самого Ремарка. Или как раз то, что фильм снят именно профессионально – и вроде бы все правильно, и есть моменты, которые должны тронуть или впечатлить в техническом плане, есть неплохие актерские работы, но недостаточно таланта режиссера или творческого переосмысления, чтобы фильм остался надолго в памяти. Ни в какое сравнение нельзя поставить и с нашим «Иди и смотри».
Конечно, если кто-то еще не понимает, что в войне нет романтики, что это тяжелая, грязная работа, после которой люди не могут стать прежними, то фильм будет очень полезно посмотреть. Или лучше прочесть книгу. А еще, если уж говорить о немецком военном кино, стоит вспомнить «Подводную лодку» Вольфганга Петерсена 1981 г. Изображение военного быта немецких парней и их взаимоотношений в то время там не такое лакированное, как у Netflix. Со своим нервом, с лаконичной и оглушающей моралью, без лишних прикрас.
Возвращаясь к теме переосмысления: единственное, что сделали для этого создатели нового фильма «На западном фронте без перемен» относительно книги, это добавили линию переговоров верховного командования войск Германии и Франции. Но зачем она была введена и следовало ли отнимать экранное время у главных героев, меньше раскрывать их истории – большой вопрос. Мораль здесь видится одна: есть большие, бескомпромиссные генералы, которых интересует только победа любой ценой, а есть более разумные люди в верхах, трезво оценивающие ситуацию и готовые пожертвовать территориями, чтобы предотвратить большие жертвы среди обычных людей. Такие в то время нашлись среди немцев и было достигнуто перемирие. А вообще война – это болезнь, которая охватывает человечество время от времени, независимо от чьих-то конкретных желаний.
Заслуживает ли эта экранизация целых девять номинаций на «Оскара»? Самой очевидной для награды я бы назвал работу оператора, больше фильм может получить разве что ввиду остроты темы и на фоне «безрыбья». Это неплохая, но достаточно средняя работа, коих на военную тему есть еще уйма. Редкие из них – это кино на все времена, а не только на текущий момент.
Личная оценка: 7.0.
Оценка на Кинопоиске: 7.6
Оценка на IMDb: 7.8.
#кино@allofaz
#обзоры@allofaz
#драма@allofaz
#военный@allofaz
#история@allofaz
#экранизация@allofaz