Стюарт Тертон, «Семь смертей Эвелины Хардкасл» (книга, дата выхода - 2018). 📌 Синопсис. А это у нас – квест-головоломка в виде книги, в антураже «Аббатства Даунтон», с основной идеей из «Дня сурка», мистическими настроениями в духе Дэвида Линча (куда мы без него, сейчас будем везде находить отсылки). Что мы имеем: огромный загадочный особняк, уже почти пришедший в запустение, изъеденный годами и с трудом поддающийся реставрации, однако в какой-то момент его наспех начинают приводить в порядок, чтобы собрать в нем особую группу приглашенных гостей. Повод - почтить память убитого 19 лет назад в окрестностях сына хозяйки этого владения, Томаса Хардкасла. В действительности причины, конечно, куда более запутанные, и разобраться в них можно только познакомившись чуть ли не с каждым из гостей, в том числе с некоторыми незваными. Впрочем, поначалу мы всего этого не знаем, вместе с главным героем мы просыпаемся в лесу в роли Себастьяна Белла (хотя и имя того на тот момент еще не помним). Похоже, что становимся свидетелями убийства, и чудом сбегаем из леса при помощи таинственного незнакомца как раз к тому самому особняку. А дальше уже происходит знакомство с гостями, разворачивается мистический триллер-детектив и на следующий день мы просыпаемся… в обличии кого-то другого. 📝 Резюме (со спойлерами). Самое примечательное здесь, кроме сложности замысла, который состоит из множества переплетенных деталей, разгадка которого постоянно ускользает – поэтому кажется, что лучше прочесть книгу «запоем» за несколько вечеров, чтобы ничего не упустить - это элементы того самого квеста-игры. Читателю как будто предлагается почувствовать себя в шкуре разных людей – от трусоватого Себастьяна Белла до прожженного адвоката Эдварда Дэнса – со многими вытекающими физическими и психологическими особенностями. Кто-то молод и проницателен, кто-то весьма рассеян, зато художественные таланты позволяют ему лучше других сложить общую картину, для кого-то пройти по дому до библиотеки – это целое испытание, зато восседая за обедом в окружении гостей он может подмечать больше деталей, чем другие. А кто-то вообще весь день провалялся в избитом до полусмерти состоянии, регулярно проваливаясь в сон. Это уже даже не квест, а немного RPG – вот тебе роли, способности каждого персонажа - и их используй, чтобы во всем разобраться. Разумеется, не обошлось тут и без «высших сил», которые все это устроили. Если по ходу пытаться строить теории, запоминать детали и представлять, во что все это складывается – то это будет очень интересный опыт. Язык простой, но образный, он позволяет легко плыть по тексту и ощущать атмосферу этого гнетущего дня, в котором всегда идет дождь и кажется, что выбраться из него, как и из самого имения Блэкхит-хаус, разгадать главную головоломку с убийством Эвелины Хардкасл, которое непременно должно произойти вечером, почти невозможно. При этом все это ощущается через призму чувств, желаний, представлений разных людей, в шкуре которых тебе предстоит побывать – они так или иначе проявляются и иногда склоняют к тому, чтобы поступать ближе к их мироощущению. Главный герой, перемещающийся между телами, при этом почти обезличен (ну, какое имеет значение то, что его зовут Айден Слоун?) и мало что может вспомнить о том, кто он такой на самом деле. До самого конца. А вот развязка всей хитроумности и сложности замысла не выдерживает. Несмотря на то, что вряд ли вы догадаетесь, кто убийца, ведь есть те, кто «не те, кем кажутся», все эти хитросплетения мало перекликаются с мотивами убийцы. Он (или она) – обычный маньяк, который пытается замести следы. Никакого двойного дна за ее действиями или за исчезновением хозяйки Хелены Хардкасл не кроется – а хотелось чего-то большего, ведь это были тайны, к которым подбирались так долго. Сверхъестественная часть сюжета и мотивы главного героя, которые приводят его к положительному исходу, тоже можно объяснить разве что тем, что он сбрендил, побывав в шкуре стольких людей и уже не совсем отражает настоящую реальность. Иначе он бы не принял так просто тот факт, что бывшая массовая убийца, мучитель его сестры, теперь вызывает уже не ненависть, а любовь и заслуживает прощения. Получается, истинная личность Айдена Слоуна слишком уж слабо проявлена и оказалась подавлена Блэкхит-хаусом и чередой его обитателей. Чему противоречит сам факт нестандартного появления и пути героя, ведь он изначально был одним из незваных гостей. Подразумевается большая скрытая от читателя часть сюжета, включающая множество неудачных попыток героя пройти квест. И несмотря на то, что в большинстве своем они забывались, сердцевина его устремлений понемногу менялась. Поскольку это трудно ощутить именно за одну попытку и при поверхностном раскрытии прошлого Айдена Слоуна, создается впечатление, что это искусственная надстройка для объяснения фантастической части сюжета. Как сам автор писал в послесловии, он пытался подражать Дэвиду Линчу, но редакторы его надоумили, что лучше, когда все объясняешь. И как раз из-за этого, вероятно, финалу и не хватило глубины, объяснение слишком простое – подойдет для неплохого детектива, но не подойдет для чего-то большего, чем книга казалась вначале. Личная оценка: 7.5. Livelib: 8.1. #литература@allofaz #обзоры@allofaz #детектив@allofaz #триллер@allofaz #мистика@allofaz #фантастика@allofaz

Теги других блогов: книга мистика рецензия